Что не так с «вы должны простить его/ее/их, чтобы жить дальше!»

Каждый раз, когда я слышу: «да, мне надо простить, но пока не получается», или «я наверное плохая, но я не хочу прощать», мне хочется крепко обнять этого человека и не литературно сказать:

–Ну и… шут с ним.

Идея прощения других, безусловно, хороша. В ней много сил, в ней много благородного, возвышенного и, чего лукавить, социально одобряемого, но! Но это та еще шляпа, когда её преподносят как непременное условие для счастья или психического здоровья.

У вас было детство, до крышечки наполненное физическим или моральным насилием, а сейчас вы не можете выстраивать контакты с окружающими и собой?

Вам надо простить родителей!

Вас предавали, вы жили в токсичном аду, вами манипулировали и сейчас вы пожинаете плоды в виде расшатанного эмоционального состояния, бессонницы, невроза или зависимости?

Что надо? Ну, вы поняли.

Когда плохо, внутри дыра и хочется от всего это быстрее избавиться, любой способ будет казаться выходом. А если еще этот способ хорошо растиражирован и основан на достойной концепции, то какие могут быть сомнения?

Вот и приходиться наблюдать, как, стиснув зубы, люди заталкивают поглубже обиду и злость, а прощение выдавливают словно плохо переваренную субстанцию.

Знаете, есть такая известная фраза, авторство которой приписывают Зинаиде Гиппиус: «Если надо объяснять – то ничего не надо объяснять»? Вот я бы переформулировала ее, как: «Если надо прощать, то не надо прощать».

Если надо, но не могу – это значит, что ущерб, который был нанесен очень силен. Что не были получены ни извинения, ни компенсация. Что психические процессы еще не переработали тот негативный опыт. Что мы еще не чувствуем себя полностью в безопасности. Что обида, гнев, боль еще полностью не прожиты.

То есть, по факту, в нашей внутренней реальности происходит множество процессов, которым требуется, как минимум, время, а как максимум – поддержка со стороны, но мы все это решительно отметаем, обесцениваем беды и несправедливость и начинаем убеждать себя, что все прощаем.

Вот прямо сейчас. Вот еще немного…вот прямо…ага! Получилось! И «в теле такая приятная гибкость образовалась» (с).

Парадокс в том, что для того, чтобы отпустить прошлое, часто необходимо не заставлять себе прощать. Разрешить себе признать свои самые противоречивые чувства, найти ответственность каждого участника тех событий, дать волю злости, агрессии, боли. Прошлое можно принять таким, каким оно было и оставить позади, но, чтобы это произошло, придется вначале найти в себе мужество и честность по отношению к самому себе. И это не имеет никакого отношения к прощению. Скорее, наоборот, после принятия произошедшего, после того как чувствам дадут пространство и голос, может прийти прощение.

А может и не прийти.

И, знаете, все-таки шут с ним, если вы все-равно сможете отпустить прошлое и жить дальше.